В мае 2023 года в Москве прошла IX Международная неделя российского ритейла (Retail Week 2023) – крупнейшее отраслевое мероприятие в сфере розничной торговли. Спустя год можно подвести итоги и оценить, насколько актуальными оказались обсуждавшиеся темы и принятые решения.
Ключевой темой форума стали «Новые возможности потребительского рынка: стратегии и пути развития». Участники обсудили адаптацию отрасли к новым экономическим условиям, импортозамещение, цифровизацию торговли и другие актуальные вопросы.
Как отметил статс-секретарь — заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, 2023 год стал переломным для российского ритейла.
«Государство увидело «окно возможностей» и помогло российским предприятиям занять освободившиеся ниши на потребительском рынке», — подчеркнул он.
Действительно, за прошедший год многие российские производители смогли нарастить объемы и расширить ассортимент, заместив ушедшие зарубежные бренды. Торговые сети активно развивали собственные торговые марки.
По оценкам экспертов, доля СТМ в обороте крупнейших ритейлеров выросла с 17-20% в 2022 году до 25-30% в 2023 году.
Важным трендом стала цифровизация торговли. Как отметила в своем выступлении президент X5 Group Екатерина Лобачева, «пандемия дала мощный толчок развитию онлайн-торговли, и этот тренд сохранился». По итогам 2023 года доля e-commerce в обороте розничной торговли превысила 15%.
Отдельный фокус на государственном участии
Большое внимание на форуме было уделено вопросам госрегулирования отрасли. Как подчеркнул первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, «государство последовательно предпринимает меры по сокращению нелегального оборота алкогольной продукции».
В частности, в 2023 году была введена обязательная маркировка пива и пивных напитков.
Подводя итоги, можно отметить, что российский ритейл успешно адаптировался к новым экономическим реалиям. Отрасль продемонстрировала устойчивость и способность к быстрой трансформации. Ключевыми факторами развития стали импортозамещение, цифровизация и оптимизация бизнес-процессов. Эти тренды, обозначенные на Неделе ритейла 2023, во многом определили вектор развития отрасли в прошедшем году.